![]() |
![]() |
![]() |
<< К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
Памяти священномученика
рос очень болезненным и впечатлительным ребенком, отличаясь необыкновенной добротой и бескорыстием. «Владимир всем старался выразить сочувствие, любовь и заботу, был душой общества, умел всех объединить и развеселить», — так вспоминала о нем сестра Ирина. Ему органично был присущ утонченный аристократизм, прекрасно говорил он на европейских языках, писал стихи (некоторые даже по-французски). По окончании юридического факультета университета поступил на службу в Правительствующий Сенат. К 1916 году он — уже титулярный советник, кавалер ордена Станислава 3-й степени. Желание стать священником, по-видимо-му, вызревало в Лозина-Лозинском постепенно под влиянием Русской катастрофы. Большим потрясением для Владимира Константиновича было и самоубийство любимого брата Алексея, поэта «серебряного века», члена партии меньшевиков. Впервые о своем решении стать священником Владимир Константинович заявил в дни, когда начались открытые гонения на Церковь. На его глазах в 1918 году арестовали, а затем расстреляли близкого Лозина-Лозинским священника — прот. Александра Васильева, последнего духовника Царской семьи перед ее арестом. Владимир Константинович пережил эту трагедию как призыв к священническому служению. В глазах родных такое решение Владимира Константиновича казалось безумием, все отговаривали его от столь опасного в то время шага, но безуспешно. Свой исповеднический путь отец Владимир начал, когда впервые был арестован 4 февраля 1924 года по сфабрикованному ОГПУ делу о «православных братствах». Первый арест продлился недолго, благодаря хлопотам родных отец Владимир вскоре был освобожден. В феврале 1925 года батюшка был вновь арестован, на сей раз по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид, «по бывшим царям, в том числе по расстрелянному Николаю Второму, а также по расстрелянным и умершим при советской власти, чем вносил возбуждение в темные массы, посещающие церковь». Отца Владимира приговаривают к расстрелу, но затем, в окончательном приговоре, высшую меру наказания заменили заключением на десять лет в Соловецкий концлагерь. Яркая личность отца Владимира запомнилась многим его соузникам-соловчанам. Аристократизм поведения, наклонностей и привычек не исчезал даже, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. По словам знавших отца Владимира, он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать». Лагерную жизнь отец Владимир принимал смиренно и безропотно, «покорясь велению Божьему», как писал он в одном из своих стихотворений. Он со всеми был приветлив, ласков и весел; любил шутку и острое словцо. В ноябре 1928 году заключение в лагере заменили пятилетней ссылкой в Сибирь. В августе 1933 года, отбыв срок, отец Владимир возвратился в Ленинград, но в прописке ему отказали, и он был вынужден поселиться в Новгороде. В 1936 году протоиерей Владимир Лозина-Лозинский — снова в застенках НКВД. Обвиняли его по известной 58-й статье вместе с группой прихожан. Один из них на допросах признал, что организовал и руководит контрреволюционной группой с программой «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма». В числе членов этой группы был назван и отец Владимир. Несмотря на жесткое давление следователей, отец Владимир виновным себя не признал и существование этой группы не подтвердил. При этом он никого не оговорил, чего нельзя, к сожалению, сказать об остальных обвиняемых, никто из которых не был расстрелян. Заседанием «Особой Тройки» 19 декабря 1937 года отец Владимир Лозина-Лозинский приговорен к расстрелу. Через неделю, 26 декабря, в Новгороде приговор был приведен в исполнение. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году.
Приводимое ниже стихотворение сщмч. Владимир написал в Соловецком концлагере и посвятил «А.И.» — священномученику Илариону, архиепископу Верейскому. Это — настоящий гимн всем новомученикам Российским, убиенным большевиками, христианский ответ на их «Интернационал».
По материалам интернет-сайта www.mitropolia-spb.ru
Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму» << К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
| ||
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |