![]() |
![]() |
![]() |
<< К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
Памяти преподобномученицы
В 1884 г. принцесса Елизавета вступила в брак с Великим князем Сергеем Александровичем Романовым, сыном императора Александра II. По мнению присутствовавших на бракосочетании, княгиня Елизавета была самой красивой невестой, когда-либо венчавшейся в придворной церкви. Выйдя замуж и переехав в Россию, Елизавета Федоровна сразу принялась за изучение русского языка и овладела им в совершенстве: ее письма — образец классического русского языка. Еще в первые месяцы брака, наслаждаясь жизнью в Ильинском — родовом имении князя, Елизавета заметила крайнюю убогость крестьянского быта, нищету, отсутствие квалифицированной медицинской помощи, и по ее настоянию в деревню для крестьян были выписаны врачи и акушерки. Постепенно молодая Великая княгиня прониклась красотой православного вероучения и через 7 лет после замужества по собственному сердечному избранию, несмотря на протесты родственников, решила присоединиться к Православной Церкви. Этому немало способствовало подлинное благочестие Великого князя Сергея Александровича, столь редкое в придворной среде. 13 апреля 1891 года в Лазареву Субботу Великая княгиня Елизавета приняла Православие. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы, супруги переехали в Москву. Великая княгиня занялась благотворительной деятельностью, посещала больницы, детские приюты, тюрьмы, организовала женские мастерские. 5 февраля 1905 г. Великий князь Сергей Александрович был убит террористом. Убийство мужа Великая княгиня пережила с удивительным величием. На третий день после смерти мужа она поехала к убийце в тюрьму. Она призывала его к покаянию и просила государя помиловать убийцу. После трагической гибели мужа Елизавета Федоровна отходит от светской жизни. На средства, вырученные от продажи своих драгоценностей, она купила в Москве на Большой Ордынке участок земли и основала Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Все сестры дали обет проводить девственную жизнь по иноческому примеру в труде и молитве. Став настоятельницей обители, Елизавета Федоровна обратилась к сестрам со словами: «Я оставляю блестящий мiр... но вместе со всеми вами я восхожу в более высокий мiр — мiр бедных и страдающих». В обязанности сестер входило посещение больных и престарелых, помощь бедным. Сама Великая княгиня самоотверженно ухаживала за больными, ассистировала при операциях. Она постоянно посещала наполненные бродягами, ворами и беглыми арестантами притоны Хитрова рынка, собирая беспризорных детей в приюты. В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елизавета Федоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Несмотря на утомление, ее лицо всегда сияло тихим, благодатным светом. Однажды в больницу привезли кухарку, получившую тяжелейшие ожоги от опрокинувшейся керосиновой печки, — больную совершенно безнадежную ввиду начавшейся гангрены. Елизавета Федоровна сама перевязывала ей раны. Несколько раз ей пришлось останавливаться — так велики были страдания несчастной женщины. Потом платье Великой княгини будет долго источать запах гниющего человеческого тела. В последующие дни княгиня продолжала делать долгие перевязки. И в результате произошло невероятное: больная поправилась и встала на ноги. С начала первой мiровой войны Великая княгиня и сестры обители постоянно работали в московских госпиталях, заполненных ранеными, под руководством Елизаветы Федоровны (как и во время русско-японской войны 1904-1905 гг.) формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. После революции ей неоднократно представлялась возможность выехать за границу, но Елизавета Федоровна отказалась покинуть страну, которая стала для нее родной. 7 мая 1918 г. Великая княгиня была арестована отрядом большевиков-латышей и отправлена в Екатеринбург. Сопровождали Великую княгиню две сестры обители: Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Спутниц Великой княгини отпустили на свободу, но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Елизавете Федоровне. В ночь на 18 июля 1918 года княгиню вместе с четырьмя князьями — членами Царского дома Романовых — вывезли из Алапаевска. Их земной путь закончился в двенадцати верстах от города по Верхотурскому тракту в шахте под названием «Нижняя Селимская». Из всех мучеников только один был застрелен. Остальных с завязанными глазами подвели к шахте и столкнули вниз живыми, а потом забросали гранатами.
В начале октября 1918 года окрестности Алапаевска заняла армия Колчака. По прошествии трех месяцев со дня казни тело мученицы Елисаветы было найдено совершенно целым и нетронутым тлением, с одними лишь ссадинами и кровоподтеками. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у князя Иоанна Константиновича пальцы правой руки были сложены для крестного знамения. Рядом с телом Елизаветы Федоровны лежали две неразорвавшиеся гранаты. Когда красные перешли в наступление, мощи пришлось эвакуировать. В конце концов мощи святой Елисаветы были доставлены в Иерусалим. Усыпальницей для Великой княгини стал русский храм Марии Магдалины у подножия Елеонской горы. Великая княгиня Елизавета Федоровна была убита через сутки после расстрела Царской семьи. Так же, как и ее родная сестра Императрица Александра Федоровна, она мученически закончила свою жизнь в стране, ставшей ей вторым Отечеством, всецело отдавая себя Христу и полюбившемуся ей народу. Великая княгиня Елизавета Федоровна и инокиня Варвара причислены к лику святых Русской Православной Церкви. Преподобномученица Елисавета почитается русским церковным народом как одна из величайших и любимых подвижниц последнего времени.
По материалам интернет-сайтов
Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму» << К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
|
||
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |