![]() |
![]() |
![]() |
<< К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
Памяти преподобноисповедника
Последний духовник Марфо-Мариинской обители преподобноисповедник Сергий (в мiру — Митрофан Васильевич Сребрянский) родился в 1870 г. в семье священника. Как и большинство детей священников, он окончил Духовную семинарию, но священником стал не сразу. Под влиянием народнических идей Митрофан поступил в Варшавский ветеринарный институт. Здесь, в Польше, он познакомился с Ольгой Владимировной Исполатовской, дочерью священника Тверской епархии, которая приехала навестить родственников. Они обвенчались в 1893 году. В душе юноши было пламенное желание служить людям, и он, наконец, понял, что не может ограничиться лишь помощью крестьянам в ведении хозяйства, и решил стать священником. Через месяц после свадьбы он был рукоположен в сан диакона, а через год — в сан священника.
Во время русско-японской войны отец Митрофан отправился на Дальний Восток вместе с 51-м драгунским Черниговским полком. Везде, где представлялась возможность, он ставил походную церковь и служил. И во время сражений, под огнем неприятеля, отец Митрофан совершал Богослужения, напутствовал раненых, хоронил убитых. Дневник, который он вел в это время, дает полное представление о нем, как о смиренном пастыре, верном своему священническому долгу. После окончания войны, за выдающиеся пастырские заслуги отец Митрофан был возведен в сан протоиерея и награжден наперсным крестом на Георгиевской ленте. В 1908 г. Великая Княгиня, преподобномученица Елизавета трудилась над проектом Марфо-Мариинской обители. Было подано несколько проектов ее устроения, подал свой проект и отец Митрофан, и именно он пришелся по душе Великой Княгине. Для осуществления задуманного она пригласила автора на место духовника и настоятеля храма в обители. Отец Митрофан обещал подумать, однако, как только он представил расставание с любимой паствой, душа его пришла в смятение и он решил отказаться от предложения Великой Княгини. И в этот момент у него отнялась правая рука, отец Митрофан не мог даже пошевелить пальцами. Тогда он понял, что это наказание за противление Божией воле и тут же пообещал Богу переехать в Москву. Понемногу рука стала отходить, и через два часа все прошло. Однако слезы и мольбы прихожан приводили к тому, что отъезд откладывался. К тому же отец Митрофан стал сомневаться, справится ли он с такими сложными обязанностями, и вновь решил остаться в Орле. Вскоре правая рука стала распухать, врач не смог определить причину болезни, и отец Митрофан понял, что он должен смириться с волей Божией. Поселившись в обители, отец Митрофан сразу принялся за дело: строил церковь, устраивал школу и библиотеку, часто служил, наставляя сестер обители. Великая Княгиня писала о нем: «Это... истинно православный священник, строго придерживающийся нашей Церкви, для нашего дела — благословение Божие». «Он... оказывает мне огромную помощь и подает пример своей чистой, простой жизнью, такой скромной и высокой по ее безграничной любви к Богу и Православной Церкви. Поговорив с ним лишь несколько минут, видишь, что он скромный, чистый и человек Божий, Божий слуга в нашей Церкви», — писала она Государю. Отец Митрофан трудился в обители до самого ее закрытия в 1925 году. В 1919 году для отца Митрофана и матушки Ольги решился вопрос о монашестве. Они воспитали трех племянниц-сирот и желали иметь своих детей, но Господь не давал исполниться их желанию. Увидев в этом Божию волю, они дали обет воздержания от супружеской жизни. Долгое время этот подвиг был скрыт для всех, но во время гонений супруги решили принять постриг. Отец Митрофан был пострижен с именем Сергий, а матушка Ольга — с именем Елизавета. В период гонений на Церковь архимандрит Сергий (возведен в этот сан Святейшим Патриархом Тихоном) не раз подвергался ссылкам, неоднократно сидел в тюрьме. Это сильно подорвало здоровье уже немолодого отца Сергия. Но где бы он не пребывал, все почитали его как святого старца, по его молитвам происходили исцеления, он обладал даром прозорливости. У одной девушки заболела нога и болезнь приняла столь тяжелый характер, что понадобилась операция. Нужно было ехать в Тверь. Перед отъездом девушка с матерью пришли к отцу Сергию. Он помолился об исцелении болящей и сказал: «В больницу поезжайте, но вы вскоре вернетесь». В поезде, во время пути, произошло полное исцеление больной, так что в Твери девушка вышла абсолютно здоровой.
В последние годы жизни архимандрита Сергия его духовником был протоиерей Квинтилиан Вершинский. Он вспоминал об отце Сергии: «Всякий раз, когда я беседовал с ним, слушал его проникновенное слово, передо мной из глубины веков вставал образ подвижника-пустынножителя... Это чувствовалось во всем, особенно когда он говорил. Говорил он о молитве, о трезвении — излюбленные его темы. Говорил он просто, назидательно и убедительно... Удивляло его незлобие... В беседах его не было даже и тени неприязни к людям, хотя он и много страдал от них. Не менее поразительно было и смирение его... Несомненно, он имел дар утешать людей... имел дар постоянной молитвы. "Бывало, придешь к нему, — говорила мне местная обывательница, — а он, сердешный, стоит в переднем углу на коленочках, поднявши руки кверху, как мертвый, постоишь, бывало, так и пойдешь"». Старец преставился 5 апреля 1948 года. Толпы людей хлынули, чтобы попрощаться с отцом Сергием. Рыдали и мужчины и женщины. Все старались хотя бы прикоснуться к краю гроба. Еще при жизни батюшка говорил: «Не плачьте, когда я умру. Вы придете на мою могилку и скажете, что нужно, и я, если буду иметь дерзновение у Господа, помогу вам». Однажды на могилу отца Сергия приехали двое духовных чад. Они помолились, посидели у могилы и стали печалиться и сокрушаться, что нет у них теперь батюшки и ничего он им не скажет. И вдруг в этот момент они почувствовали, что кругом разлилось необыкновенное благоухание. Это благоухание сопровождало их на всем пути с кладбища и следовало за ними до конца поля. Преподобноисповедник Сергий прославлен в соборе новомучеников и исповедников Российских в 2000 году. Его святые мощи почивают в Воскресенском кафедральном соборе Твери.
По материалам книги
игумена Дамаскина (Орловского)
Вернуться на главную страницу спецпроекта «Дорога к Храму» << К предыдущему материалу † К следующему материалу >>
|
||
![]() |
||
![]() |
![]() |
![]() |